?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Иван до войны проходил у ручья,
Где выросла ива неведомо чья.
Не знали, зачем на ручей налегла,
А это Иванова ива была.
В своей плащ-палатке, убитый в бою,
Иван возвратился под иву свою.
Иванова ива,
Иванова ива,
Как белая лодка, плывет по ручью.

Арсений Тарковский. 1958 г.




Фильмы Андрея Тарковского вызывают у меня смешанные чувства: от недоумения, ощущения собственного невежества и даже подчас раздражения до восхищения и какого-то совершенно ребяческого восторга. Никогда они не оставляют равнодушным, никогда не кажутся простыми. К их пониманию нужно тянуться, как за наливным яблоком на самой верхушке дерева. Не всегда получается, набиваются шишки и кровоточат ссадины от обидных падений, но, даже если рядом с этой яблоней стоит крепкая лестница из рецензий, в которых все непонятные символы, аллюзии и метафоры методично расшифровываются, всё равно хочется дойти до этого самому, рассмотреть под собственным микроскопом, а не под засаленной лупой дотошного и мастеровитого критика.

В его картинах постоянно обращаешь внимание на мелочи, которые в современном кино для многих зрителей видятся уже не такими важными. Различные предметы, символы в кадре, само его построение, движение камеры, интерьеры, природа, звуки... Тарковский не прощает поверхностного взгляда. Вместе с пропущенным или не замеченным образом зачастую теряется нить, которая связывает его с другими элементами мозаики. В результате последняя так и не складывается, а восприятие безнадёжно сбивается. Потому я и не берусь описывать фильмы Тарковского со всей возможной тщательностью, а ограничусь лишь небольшими зарисовками на тему.

"Иваново детство" (1962 г.) - первый фильм режиссёра, сразу же принесший ему широкую известность и россыпь призов на различных международных форумах. Особняком здесь, безусловно, стоит "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля. Рецепт этого успеха Тарковского, на мой взгляд, заключался в особенном подходе к изображению войны. Собственно говоря, в привычном понимании слова она в фильме отсутствует. Зритель не увидит присущей советскому кино монументальности и пафоса. Война показана преломлённой через сознание человека, мальчика, у которого она отняла семью и счастливое детство. Надо сказать, что этот личностный подход к тому времени был уже не нов. Именно он незадолго до этого обеспечил успех для таких фильмов, как "Летят журавли" и "Баллада о солдате". Можно, конечно, сказать, что Тарковский пошёл по проторённой дорожке, и на том успокоиться. Но не всё так просто...

Фильм сразу же обращает на себя внимание теми характерными чертами, о которых я говорил выше. Мелочами, символами и едва намеченными штрихами. Те же образы дождя, капель воды, колодца, которые затем будут постоянно встречаться в уже зрелых работах режиссёра. Старик на развалинах своего дома, закрывающий дверь, которая уже никуда не ведет. Ария Шаляпина на пластинке, которую герои постоянно не могут дослушать до конца. Дважды появляется в кадре надпись на стене этого подвала: "Нас 8 человек каждый не старше 19 через час нас поведут убивать отомстите за нас".



Есть в фильме и религиозные мотивы. Место, где разворачиваются основные события - подвал разрушенной церкви, где на героев глядят лики святых. Наконец, Иван, разглядывающий трофейный альбом с гравюрой Альбрехта Дюрера "Четыре всадника апокалипсиса". Не случайно и то, что мальчик с особой ненавистью говорит о всаднике на бледном коне - Смерти.



Из всех фильмов Тарковского "Иваново детство", наверное, самый простой для понимания. В нём нет сложности и многослойности последующих картин, но при всём этом дебют несёт на себе отпечаток таланта, который затем раскроется уже в полной мере.





Метки:

Comments

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
z_laya
17 апр, 2010 19:27 (UTC)
увы... не смотрела...
water_inc
18 апр, 2010 11:23 (UTC)
Ты пишешь, что Тарковский в некотором смысле пошёл по проторенной дорожке. Позволь с тобой не согласится. Сопоставить "Летят журавли" (имхо, одна из самых лучших картин о войне) и "Балладу о солдате" ещё как-то можно (общие черты сюжета, несколько схожих приёмов), да и то, я бы никогда не стал бы ставить рядом типичный оттепельный фильм ("Баллада...") и гениальную картину ("Летят..."). Ну а Тарковский всегда стоит особняком.
Его приём - деталь. Ты очень точно отметил, что фильм "сразу же обращает на себя внимание теми характерными чертами, о которых я говорил выше. Мелочами, символами и едва намеченными штрихами."
Из церковной символики обратил на себя моё внимание наклонённый кладбищенский крест, сквозь который просвечивает солнце.
Кстати, во многих его фильмах присутствует приём рассмотрения события через призму чьего-то восприятия. И, как ты очень здорово сказал: "дебют несёт на себе отпечаток таланта, который затем раскроется уже в полной мере." Полностью согласен.
Спасибо! Здорово написал.
prosha_88
18 апр, 2010 12:27 (UTC)
А что ты вкладываешь в понятие "типичный оттепельный фильм"? В контексте звучит как-то не очень положительно.
water_inc
18 апр, 2010 17:18 (UTC)
снимали во врем оттепели - значит фильм "оттепельный". т.е. снимали о том ,что раньше всегда оставалось за кадром. в частности в кино о войне - это не пафосность, а наоборот показ всего ужаса войны, и того, что она забирает молодое, вне зависимости от героизма или чего-то ещё. просто война - это плохо. при сталине война - это всегда "Ура мы победили!", а в оттепель можно было попробовать показать всё с другой, менее приглядной стороны. лично мне не нравится такой подход. я считаю, что именно эту войну можно только воспевать!
prosha_88
18 апр, 2010 18:48 (UTC)
Такая точка зрения имеет права на существование. Но только на ура-патриотизме мы эту войну не выиграли, согласись. И какой бы сладкой не была победа, досталась она нам ужасной ценой. Об этом забывать не следует ни в коем случае.
water_inc
19 апр, 2010 17:17 (UTC)
Не следует забывать, но и не следует смаковать - я бы так сказал.
prosha_88
19 апр, 2010 17:53 (UTC)
Я бы не сказал, что та же "Баллада..." это смакует. Это больше относится к современным картинам. У меня такие опасение складываются, в частности, в отношении "Утомлённых солнцем-2"...
( 7 комментариев — Оставить комментарий )